среда, 20 февраля 2013 г.

Две Бездны (рассказ)



  Ночь. На белый песок накатываются волны. Тихо. Один стою на берегу, смотрю на проглядывающие сквозь стелющийся туман блики от света полной луны.

Вдалеке плывёт катер. Прорезая прожектором мглу,  он изредка пропадет в рваном тумане. Он не скиталец, нет. У него есть чёткий маршрут, и поэтому он так настойчиво идёт вперёд. А впереди его путь освещён фонарём-прожектором.

Раньше казалось, что такой фонарь был и у меня. Когда наступало время сумерек, я зажигал его и шел тёмными улицами, ступая по хрустящей опавшей листве. Оглядываясь по сторонам, с жадностью и удивлением рассматривал листья увядающей травы и ветви тополей. А иногда просто бродил, высматривая огоньки таких же восторженных, опьянённых дыханием ночи людей. Тогда в моём сердце ещё не было места грусти по мирам и людям, которых не существует. Когда при свете дня я находил действительность доброй, а между чувствами и разумом не было пропасти. Наверное, потому что тогда я знал слишком мало и о том и о другом.

В одну из таких ночей, гуляя по улицам, я встретил Джека. Он был в меру высокий, в истрёпанном плаще. Волосы, местами отливающие сединой при свете его фонаря-из-репы, спускались до плеч. Лицо этого человека было усталым, но иногда в его глазах, полных осенней тоски, мелькала искра, подобная той, что тлеет много лет в его фонаре. Незаметно, справа от него возник тёмный силуэт: серый пёс стоял рядом и внимательно смотрел на меня. В его взгляде отражалась преданность и сильная доброта.

Я не сразу узнал его. Подойдя к Джеку поближе, я поздоровался, не зная, как начать разговор. Но он заговорил сам и, казалось, уже всё обо мне знал.

По улицам бродили тени, ветер волочил листья по мостовой. Было сыро и зябко., поэтому мы свернули в ближайший трактир.

Когда мы сели за стол, я угостил его крепким элем. И после изрядного глотка он начал свой рассказ. Голос звучал спокойно, но четко, и слова прорезали шум от звона пивных кружек.

Он рассказывал о мирах, в которых был, которые строил и разрушал, о том, чего не дано понять и что понять необходимо, о тенях и свете.

Я слушал с жадностью, вдыхая каждый образ. А Джек всё говорил, говорил. Но тогда я знал, но ещё не осознавал, что Джек будет бродить в тени вечно, а мой век короток. Только спустя несколько лет я понял, что вся его мудрость — только его груз и только ему по плечу... Я сам должен постараться всё познать и попробовать в свой век. Нужно только найти тех настоящих, умных и справедливых людей, что разделят со мной моё время.

Очнувшись от воспоминаний я посмотрел вдаль — катер уже давно скрылся за скалой. Волны медленно накатывались и, возвращаясь, забирали с собой песчинки и мелкие камушки.

А во мне говорила осенняя тоска, не та романтическая грусть, а та, что до краёв наполняла Джека — хранителя древних тайн.

И сейчас мне так хочется войти в эту тёмную воду, почувствовать свежесть, мощь. Стать просветлённым, чистым и не думать о повседневных глупостях своих и окружающих, не страдать больше от одиночества, не всматриваться с надеждой в звездное небо – чувствовать себя настоящим, естественным…

Но я стою в оцепенении. И снова поднимаю голову к полной луне, потом гляжу на небо. Вижу падающую звезду, и пока её шлейф ещё не скрылся с ночного неба, кажется, что всё не напрасно.

И только теперь, решившись, наконец сбрасываю одежду и неспешно подхожу к воде по сырому песку. Она чуть касается кончиков пальцев. И как бы отвечая на приветствие, делаю шаг, потом ещё и ещё.

Холод прокатывается снизу вверх. Но я иду вперёд. И когда дно уже почти не чувствуется под ногами, отталкиваюсь и плыву навстречу клочьям тумана и луне. Дальше лишь холод и плеск волн. И раз стихия уже приняла меня - теперь остаётся только нырнуть. Я ещё раз поднимаю голову, задерживаю дыхание и погружаюсь под воду. Чувствую как она обжигает лицо, открываю глаза, поворачиваюсь, но здесь лишь пустота. Мгновенье пытаюсь разглядеть что-нибудь, но всё тщетно. В этом мире у меня нет фонаря...

Повернувшись, всплываю – всё в тумане. В сознании яркой, но быстро угасающей вспышкой отражается страх. И даже поняв, где берег, смотрю по сторонам в поисках чего-то или кого-то.

И я кричу: “Я тут, я тоже ищу, отзовитесь!” Но мой крик больше походит на шепот. И если бы я кого-нибудь заметил, то точно поплыл бы навстречу, несмотря на сведённые ноги.

В холодном смятении снова поднимаю голову: там надо мной бездна звездного неба, подо мной бездна тёмной воды. За каждой из них вечность. А я так мал, так мимолётен, причём настолько, что не в состоянии понять, кто же я, и найти отражение бездны в себе. И не то, что бы понять, не могу даже по-настоящему помыслить её.

И уже выходя на сушу, я оглядываюсь назад в неуверенной надежде, что хоть кто-нибудь подаст знак, что слышал, что знает, что скоро мы встретимся.

Август, 2011

И только спустя несколько месяцев, когда наступила осень, сидя в душной квартире, я вспомнил ту ночь. Незаметно, свежесть воды снова наполнила меня. Скучные повседневные заботы отошли куда-то. Стоя у окна я долго глядел на хоровод желтых листьев, а потом достал с полки любимую книгу и папку со своими старыми набросками.

Погрузившись в раздумья, я не сразу заметил, что с каждым воспоминанием приближаюсь к чему-то, как будто вижу свечение вдалеке. И когда свет стал достаточно ярким, я увидел его источник - это был тот самый фонарь. Он уже давно ждал меня здесь - где-то между детством и ощущением первой влюблённости. Я протянул к нему руку и вдруг осознал, что всё это время чувствовал его присутствие, он лишь был погребён под ворохом накопившихся ненужных забот, а сила, что заставляет его гореть — любовь к жизни, справедливости и свободе.





Фото с обложки отсюда http://www.lensart.ru/picture-pid-e22c.htm

3 комментария:

  1. там,где сливаются две бездны,и начинается твоя душа...мы не ничтожные частички,мы части,неотъемлимые части этого мироздания..наше сознание выходит далеко за его пределы и ему ничего не мешает двигаться дальше..да,я слышу тебя.я тоже-ищу.

    ОтветитьУдалить